Мы в социальных сетях


Родителям о причащении детей

     Причастие Тела и Крови Хри-стовых является самым главным Таинством Православной Церкви. Без преувеличения можно ска-зать, что именно ради этого Цер-ковь существует. Это Таинство Сам Христос установил накануне Распятия во время Своего последнего пасхального ужина с учени-ками («Тайной Вечери»). Во вре-мя этой вечери Господь взял хлеб, и, благословив, преломил его и подал ученикам, говоря: «Примите, ешьте, это Тело Мое, которое за вас предается», после сего Он взял чашу с вином и сказал: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за мно-гих изливаемая во оставление грехов». По слову Господа, хлеб и вино стали Его Телом и Кровью. Совершив это, Господь сказал: «Сие творите в Моё воспомина-ние». С тех пор это великое и страшное Таинство совершается для нас на каждой Литургии. Святое приношение, хлеб и вино, становится Святыми Дарами – Теломи Кровью Господа нашего Иисуса Христа, и через вкушение или причащение Святых Даров все причастники входят в теснейшее единение со своим Спасителем и Богом. Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Господь входит внутрь нашего естества, причем это вхождение Бога совершается не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально — Тело Христово стано-вится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах.
Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель:
«истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь име-ет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53-54).

     Как готовиться ко Причастию?
     Дети до 3-х лет

  • Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без Исповеди и поста. С трех-четырех-летнего возраста младенцев обычно причащают уже натощак.
  • В храм с младенцами следует приходить не к самому Причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к Причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на Литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви.
  • Подходя к святой чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул чашу, или не схватил лжи-цу (ложку). Грудничков не следует плотно кормит перед Литургией, чтобы после причащения они не срыгнули.
  • Маленьких детей обычно причащают под одним видом (только Кровью Христовой).

     Что делать, если ребенок отказывается от Причастия?

     Часто можно наблюдать, как уже довольно большие младенцы очень беспокойно ведут себя у чаши, плачут, кричат, вырываются. Как пра-вило, это происходит из-за того, что этих детей редко причащают. Родителям нужно настроить, успо-коить ребенка заранее, можно по-казать ему как спокойно причащаются другие дети. Поводить ребенка в церковь к моменту причастия несколько раз, в праздники, когда причащается много детей его возраста, чтобы он на это посмотрел. Коллективная психология сработает, и ребенок причастится вместе со сверстниками.

     Дети 4-7 лет

  • Примерно с четырех-пятилетне-го возраста дети вместе с родителя-ми накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.
  • Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей Литургии.
  • Родителям необходимо разъяснять детям происходящее на службе.
  • К посту перед Причастием после 7 лет нужно подходить постепенно, начав с одного дня перед Причастием.
  • Разговаривать с ребенком необ-ходимо на его уровне объясняя смысл Причастия. При этом ни в коем случае недопустимо употреблять кощунственные формулировки «сейчас батюшка тебе компотик даст» и подобное.
  • В целом необходимо приучить ребенка к церкви – чтобы он не боялся, приходил, ставил свечи, играл со сверстниками (при храме, а не в храме, естественно) и проч. Чтобы ему хотелось приходить в храм.

Молитва и посещение храма никогда не должны восприниматься как наказание. Скорее наоборот: хо-чешь наказать, отлучи от общей домашней молитвы, не возьми в храм, не веди к причастию. И бунтующий ребенок всеми силами будет стремиться к запретному!

     Если родители бояться причащать детей

     Некоторые родители по своему неразумию и маловерию боятся причащать детей, лишая их тем самым спасительной и укрепляющей благодати. Объясняют они это тем, что ребенок, принимая Причастие от одной ложки и чаши со всеми, может заразиться какой-нибудь болезнью. Эта боязнь есть неверие в спасительную силу Таинства. Как правило, так рассуждают люди нецерковные и малоцерковные, ничего не знающие о жизни Церкви. Евхаристия есть величайшее чудо на земле, совершаемое постоянно, и еще одним доказательством истинности этого чуда является то, что литургия не прерывалась даже во время страшных эпидемий чумы, холеры и других заразных смертельных заболеваний.
     В Киеве в XVIII – начале XIX века служил весьма известный в городе протоиерей Иоанн Леванда. Он был знаменит своим даром проповедника, люди специально собирались послушать его проповеди. Служил он в районе, называемым Подол. В 1770 году в городе началась эпидемия чумы, которая особенно свирепствовала на Подоле. За два ме-сяца в районе умерло шесть тысяч человек. О.Иоанн не прерывал своего служения. Он исповедовал, причащал, окормлял, утешал своих прихожан, и болезнь не тронула его. И таких случаев очень много. Свя-щеннослужители – диаконы и священники – после причащения веру-ющих потребляют оставшиеся святые дары. Делали они это всегда, во все времена, не боясь заразиться во время страшных поветрий.
     Митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), миссионер, в бытность епископом Камчатским построил для прокаженных лепрозорий и освятил там храм. После того, как все прокаженные причащались, священнослужители потребляли дары, и никто из них не заразился.
Святителю Московскому Филарету (Дроздову) один чиновник подал рапорт, где повествовал о мужественном поступке одного священника и просил представить его к награде. Этот чиновник стал свидетелем того, как к одному его родственнику, больному холерой, пришел для напутствия святыми тайнами священник. Но больной был настолько слаб, что не смог удержать во рту частицу тела Христова и выронил ее изо рта на пол. И вот этот священнослужитель, не поколебавшись, потребил сам упавшую частичку.
     Ни священники, ни диаконы, которые потребляют Святые Дары и потом замывают святую чашу, выпивая воду, не болеют чаще, чем любые другие люди. Поэтому причащающие детей и сами приступающие к причащению должны оставить всякую брезгливость, боязнь и маловерие.

     Детская исповедь

     Начиная с отроческого (семи-летнего) возраста, ребенок должен причащаться, предварительно по-исповедавшись. Маленький христианин (конечно, если захочет) может и раньше приступать к Та-инству Исповеди (например, в 6 лет).
     К первой Исповеди ребенка нуж-но должным образом подготовить. С ребенком необходимо спокойно и доверительно побеседовать, объ-яснить ему, что такое грех, за что мы просим у Бога прощения и что такое нарушение заповедей. Нелишне будет сказать, что, совершая грех, человек наносит вред в первую очередь себе самому: то нехорошее, что мы делаем людям, к нам же и вернется. У ребенка мо-жет быть страх перед Исповедью. Его необходимо утвердить, сказав, что батюшка давал присягу, обещание, никогда и никому не рассказывать то, что он слышал на исповеди, и бояться его не нужно, ведь исповедуемся мы Самому Богу, а священник только помогает нам в этом. Очень важно сказать, что, назвав грехи на Исповеди, нужно приложить все усилия, чтобы более не повторять их. Очень хорошо, когда родители и дети исповедуются у одного духовника.
     Некоторые мамы и папы совершают большую ошибку, сами называя ребенку его грехи или написав их за него на бумажке. Родители могут только мягко и деликатно рассказать о грехах, но не исповедаться за него. И совсем уже недопустимо после Исповеди расспрашивать батюшку о содержании детской исповеди.

     Самое главное

     Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к Святым Тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. А для это-го необходимо стремиться узнать свою православную веру, знать Запо-веди Божьи, бороться со страстями, молиться и стремится к стяжанию христианских добродетелей, первая из которых – любовь к Богу и ближним. Семья – это малая церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной чаши. Не имеет никакого смысла причащать детей, если в семье родители не живут духовной жизнью. Ребенок смотрит на родителей, и если родители ограничива-ют свою веру только причащением своего чада, опуская все остальные важные моменты христианского воспитания, то никакой пользы от та-кой «веры» не будет.

     Источник: http://www.pravoslavnielistovki.com/

02.04.2017 18:54