Мы в социальных сетях


Великий пост

     Великий пост - весна духовная!

     Великий Пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он называется ещё Святой Четыредесятницей и напоминает нам о сорокадневном посте Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в пустыне.

     Великий Пост вводит нас в Страстную седмицу и затем направляет к радостям Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения, который мы будем праздновать в этом году 16 апреля.

     Великий Пост - время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов (говением и Испо-ведью) и достойно причаститься Святых Христовых Таин.

     Пост - лестница духовного возрастания

     У многих людей, намеренных поститься, а особенно у тех, кто впер-вые приступает к этому святому деланию, возникает вопрос: «ЧТО ЕСТЬ?» И это представление, что именно еда определяет понятие поста, ставится обычно во главу угла. Но это не так. Воздержание от мясных, мо-лочных продуктов, яиц (продуктов животного происхождения) является необходимым, но вспомогательным средством для до-стижения основных целей поста.

     Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с борьбой со страстями и пороками, искоренением злых дел, с прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. И если мы держим пост для того, чтобы похудеть, очистить свой организм от шлаков или, что хуже, – для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но причиняет вред душе.

     Духовная суть поста была выражена в словах пророка Исаии, который говорит: «Отдай голодному душу твою» (Ис 58:10). Пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разде-лить свой хлеб с ближним. Пост - это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собой ради других. Время Великого по-ста отведено нам для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь имен-но в этой перспективе.

     Надо помнить, что Церковный Устав, согласно которо-му в календарях и других источниках приводятся правила пощения, рассчитан на монастырскую жизнь, где весь уклад подчинен посту и молитве. А современный человек живет совершенно в другом ритме, испытывает совсем другие нагрузки и физические, и эмоциональные. Поэтому меру воздержания в пище необходимо согласовы-вать с состоянием своего здоровья, посоветовавшись со сво-им духовником или священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь, нужно определить посильную меру поста.

     Послабление поста разрешается пожилым, больным людям, бе-ременным женщинам, детям, людям, несущим большую физическую нагрузку, путешествующим, тем у кого нет возможности поститься. Ес-ли у вас есть проблемы со здоровьем, то проконсультируйтесь с вра-чом, насколько вы можете себя ограничить. Возьмите благословение на тот пост, который Вам по силам.

     Святые отцы о посте

     Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помыш-лений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, све-тило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удер-жание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегче-ние сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, вра-та рая и небесное наслаждение.

Преподобный Иоанн Лествичник

     Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.

преподобный Антоний Оптинский

     Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.

святитель Василий Великий

     Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, – и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льго-та после тягостной жизни…

святитель Феофан Затворник

     Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой.

преподобный Силуан Афонский

     Слово Божие о посте

     Пост установил Господь наш Иисус Христос: Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф 9:15).
    Святые апостолы и первые христиане постились: Тогда они, со-вершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:3).
   Бог говорит, что не принимает поста тех, кто постится и дерз-кой рукою бьет ближнего своего:
"Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить дру-гих; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте (Ис 58:3-4).
     Недопустимо возноситься самому и уничижать других: «Тот, кто не ест, не укоряй того, кто ест» (Рим 14:3).
     Нельзя поститься напоказ: Также, когда поститесь, не будьте уны-лы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы пока-заться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф 6:16-18).
   Чтобы наш пост был угоден Господу, необходимо примирить-ся со всеми и самим всех простить: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф 5:23-24).

     Путеводитель по Великому посту для тех, кто решил взойти по лестнице духовного совершенствования навстречу Воскресшему Христу.

  •      Великий пост - самое благоприятное время для борьбы с греховны-ми привычками, что невозможно достичь своими силами без действия Божественной благодати. Поэтому каждому верующему человеку необходимо исповедоваться и причащаться. К этим Таин-ствам приступают за Литургией, которая постом служится обычным чином в субботы и воскресенья, а в среду и пятницу совершается осо-бый чин — Литургия Преждеосвященных Даров (за которой маленьких детей обычно не причащают).
  •      По традиции, со второй недели Великого поста в храмах совершает-ся таинство Елеосвящения или Соборования, в котором при помаза-нии частей тела елеем призывается на больного благодать Божия, ис-целяющая немощи душевные и телесные (Иак 5:14-15).
  •    В первые четыре дня Поста за вечерним богослужением читается удивительный по красоте и глубине Великий Покаянный канон препо-добного Андрея Критского.     
  •     В воскресные вечера совершаются Пассии—особенные богослужения с чтением Акафиста и отрывка из Еванге-лия о Страданиях Христовых.
  •      Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботу поста совер-шаются особые заупокойные богослуже-ния.
  •        7 апреля мы празднуем Благовещение        Пресвятой Богородицы. В этот день Уставом разрешается вкушение рыбы.
  •  9 апреля – великий праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), после которого начинается Страстная Седмица, готовящая нас к светлому Празднику Пасхи, чтобы, пройдя поприще поста мы могли сказать друг другу в духовной радости: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ -ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

       Источник: http://www.pravoslavnielistovki.com/

11.04.2017 16:35