Мы в социальных сетях


О грехе и покаянии

     Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные философские идеи ошибочно ис­ключают понятие о грехе. «Сегод­ня мы в ужасе от некоторых прояв­лений поведения молодежи, людей среднего возраста. Те, у кого еще есть возможность сравнивать с жизнью предыдущих поколений, искренне удивляясь, говорят: "Та­кого не было никогда". Что же про­исходит? А происходит то, о чем говорит апостол Павел: грех живет в природе человека. И никаким об­разованием, никаким комфортом жизни, никакими технологиями этого греха из природы челове­ка не изгнать». «Если душа злая и если грех господствует в ней, то никакие законы и никакая сила не удержат нагло текущий поток без­закония», - заключил он. 

- Что такое грех? Какое можно дать ему определение?

- Самое точное и емкое опреде­ление греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.З:4). Се. апостол Иоанн Богослов на­зывает грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим. Также и пренебрежение за­конами физического мира, если они уже изучены и познаны, является грехом.

- Почему законы, установленные для блага человека, не очевидны? А если очевидны, то почему он все равно постоянно хочет их нару­шить?

     Природа человека повредилась после грехопадения. На эту распо­ложенность к греху много указаний в святой Библии. Господь сказал Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господ­ствуй над ним» (Быт.4:6-7).

- Есть выражение «смертные гре­хи» - что это такое? Бывают гре­хи менее или более тяжкие? Чем эта тяжесть определяется?

- Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. К ним относятся созна­тельное отпадение от веры, нена­висть и злоба к людям («не любя­щий брата пребывает в смерти»; 7 ИнЗ:14), убийства, насилия, блуд. Св. апостол Павел имеет виду имен­но смертные грехи, когда перечис­ляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослу-жители, ни прелюбодеи, ни мала-кии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоре­чивые, ни хищники - Царства Бо-жия не наследуют» (7 Кор б: 9-Ю). Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяже­лый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое со­стояние.

- Такгрехэто вина или болезнь?

- И то и другое. С точки зрения на­шего долга перед своим Творцом, грех есть проступок, преступление. 

     А с точки зрения, состояния души — болезнь, так как совершающий грех отпадает от Источника Жизни. Как нарушение естественных законов опасно для нашего тела, которое является частью физического мира, так и любой тяжелый грех травми­рует душу. Просто вред от одних грехов очевиден, а от других нет. Возьмем для примера такой грех, как блуд. Когда люди ведут не уза­коненную браком половую жизнь, они извращают Божественный за­мысел о благодатном жизненном союзе, сводя его к чувственно-физиологическому началу и отбра­сывая духовные и социальные цели брака.

- Почему мы, когда молимся, про­сим у Бога помочь нам видеть свои грехи? Видение этих грехов до­ставляет нам страдание, порож­дает угрызения совести. Какой в этом смысл?

- Мы ведь молимся не только о том, чтобы видеть свои грехи, но одно­временно и просим у Бога укре­пить нашу решимость оставить эти греховные привычки и навыки. Ис­тинное покаяние должно всегда соединяться с надеждой, то есть, если мы доверяем Богу, то даже со­вершенное видение наших грехов не вызовет в душе того страдания и уныния, о котором Вы говорите. Если после осознания своих грехов, человек впадает в уныние, это зна­чит - он страдает маловерием, это значит, что он имеет узкое и иска­женное понятие о Боге. Он не по­знал Его безграничного милосердия и любви. Искренняя исповедь воз­рождает душу Божественною бла­годатью, которая подается в этом таинстве. И как замечает епископ Игнатий (Брянчанинов): «Утеше­ние от Бога уничтожает печаль сердечную в ее корне - в мрачных помыслах безнадежия... «Этоуте­шение приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды».

- Если страдание - это наказание за грех, почему страдают невино­вные?

- С того времени, как произошло грехопадение и повредилась чело­веческая природа, страдания вош­ли в жизнь человечества. Страдают и грешные, и праведные. Первые страдают за свои грехи и беззако­ния, последние для того, чтобы сое­диниться с Господом. Для последо­вателей Спасителя скорби служат к полному очищению, подобно тому, как золото очищается от примесей в огне. Скорби и болезни - это ле­карство от греховных страстей. Об этом часто писали Святые Отцы: «Поражается плоть, чтобы исце­лилась душа». 

- Каков механизм такого очище­ния? Почему человек очищается, когда ему плохо?

- Скорби, прежде всего, сокрушают главный источник греха — гордыню и самонадеянность. Только в душе смиренного человека может ро­диться и окрепнуть вера. Неверую­щий человек не в состоянии постичь смысл слов св. апостола Павла: «я благодушествую в немощах, в оби­дах, в нуждах, в гонениях, в притес­нениях за Христа, ибо, когда я не­мощен, тогда силен» (2Кор.12:Ю).

- Но есть люди, которые страда­ют много, а лучше не становятся. Почему страдания не очищают их?

- Страдания только тогда спаси­тельны, когда человек переносит их по-христиански. Люди, живущие без Бога, часто, напротив, озлобля­ются.

- Считается, что можно быть порядочным и высоконравствен­ным человеком и без Церкви. Раз­ве, чтобы не грешить, нужна Цер­ковь?

- Среди людей, далеких от духовной жизни, были и есть люди, строго со­блюдающие нравственные нормы, принятые в обществе, но это не зна­чит, что они безгрешны, часто они бывают заражены, например, таки­ми опасными грехами, как гордость и честолюбие. 

- А без Божественной помощи че­ловек не может справиться толь­ко с гордостью или вообще с лю­бым грехом?

- Можно сказать, что это невиди­мые кандалы, которыми опутана душа, и каждое звено связано с дру­гим. Многовековой опыт убеждает, что без помощи Бога вести духов­ную жизнь невозможно. А без этого человек не может быть нравственно совершенным.

- Борьба с грехом: с чего тут на­чинать? Какой должен быть под­ход?

- Преподобный Никодим Свято-горец советует начинать борьбу с главной страсти: «Войди внимани­ем в сердце свое, - пишет он, - и исследуй тщательно, какими по­мыслами... и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним». Против этой страсти, прежде всего, и нужно поднимать оружие, ее то и стоит стараться побороть: «С одним только исключением, что когда подымется между тем другая ка­кая страсть случайно, то ею сле­дует тебе тотчас заняться и ее прогнать», - пишет старец. 

- В первую нужно бороться с са­мой закоренелой страстью или с той, которая влечет к самым тяжким грехам?

- Со смертными грехами человек должен, не откладывая, начать са­мую решительную и беспощадную борьбу. Иначе можно лишиться веч­ной жизни, ибо никто не знает дня своей кончины. Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким об­разом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Сло­ва подвижнические. Слово 38). Для искоренения греховных навыков от человека требуется жертвенность и упорный духовный труд. Тогда приходит от I оспода всесильная по­мощь и исцеление души.

Иеромонах Иов (Гумеров)

     Источник: http://www.pravoslavnielistovki.com/

02.04.2017 17:12