Мы в социальных сетях


-

     Оцерковных суевериях

     Удивительно, но факт: для Церк­ви, которая обязана бороться с пред­рассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьезных проблем. Со времен князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из при­хожан больше нравится доверять уст­ным источникам информации - нашим незабвенным бабушкам, и, что приме­чательно, «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образован­ные, интеллигентные. Значит, любовь наших людей к суевериям просто без­грамотностью не объяснить, здесь все гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф?

     Бог не утесняет свободу. Но истин­ную религию придумать невозможно - она дается непосредственно Богом в Откровении. В дохристианский пери­од такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия, предрассудки встречались и там: это постоянное стрем­ление впасть в идолопоклонство и другая крайность - часто осуждаемые Христом предания старцев. {Мк. 7:3, Мф 15:3). 

     Если человек лишен веры в Истин­ного Бога, то, во что бы он ни верил, -он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Язычество - это психология. Когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как ни странно, можно встретить и в церков­ной ограде.

     Родная сестра язычества - магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт. 3:5). В основе магизма лежит принцип: «ты-мне, я-тебе».

     К сожалению, такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников. Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается, в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом они обращаются ко всевоз­можным «бабкам» и экстрасенсам.

     Для многих людей элементарней­ший акт возжигания свечей в храме яв­ляется, чуть ли не самым основным в их духовной жизни. 

     Но это все равно, как если бы чело­век, желающий купить ювелирное изде­лие, ограничился бы тем, что выкрутив бы в ювелирном магазине дверную руч­ку, по уши довольный, даже не заходя в магазин, отправился бы домой, гор­дясь приобретением. Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева. А посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинен в колдовстве

     Другая крайность - это когда ритуал является не религиозным, а чисто пси­хологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Приходилось видеть, как какая-нибудь дама после слезной «молитвы» ничего не могла сказать на исповеди, аргументируя это тем, что у нее «нет грехов». А когда я отказался ее причащать, все ее «бла­гочестие» улетучилось и на меня об­рушился целый поток негодования.

     Многих прихожан надо просто «ку­пать» во время водосвятного молебна, дескать, меня водой облили - теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

     В списке церковных суеверий на особое место надо поставить герон-томанию - поиск старцев, а если быть точнее - вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы пе­реживаем время очередного эсхатоло­гического психоза в виде ИННемизма и рост авторитета, т. н. «старцев», ко­торые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению. Сюда же можно огнесги и технофобию - страх перед прогрессом. По мнению техно-фобов, компьютеры, банкоматы, сото­вые телефоны и т. п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождест­вление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку. 

     Чрезвычайно часто приходится стал­киваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под назва­нием некрофобии. Люди, занимающие­ся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали руки, в тщетной надежде, что эти предметы по­могут им в богопротивных делах. Не от­стает от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачива­ют табуретки, на которых стоял гроб, что­бы никто из живых не сел на них. Зеркала завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного. Зато никто не боится превращать поминаль­ный обед в вакханалию.

     Люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Если человек верит во Христа, то он стре­мится как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинно любя­щий человек желает знать все о предмете своей любви. Поэтому лучшее лекарство от лжи и заблуждений - это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственно греховности. Каж­дому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по со­седству. Осознание своей греховности - самое необходимое в жизни христиани­на. Именно этой неприятности многие и бегают как от огня. Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но хри­стианство - это религия спасения.

По материалам иерея Александра Пикалева.

     Околоцерковные суеверия и приметы

     Околоцерковные суеверия чрезвычай­но вредны, так как они уводят людей от истинного богопознания. Следователь­но, с суевериями необходимо вести бес­компромиссную борьбу В Православном богословии существует положение, согласно которому зло не имеет своей собственной сущности, а является из­вращением добра. Суеверия, как част­ный случай зла, представляют собой искажения тех или иных положений Православного учения и богослужебной традиции. Таким образом, можно клас­сифицировать суеверия в соответ­ствии с теми пунктами Православного учения, на которых они паразитируют.

Существуют суеверия, связанные с вероучением. Их немногочисленность объясняется тем, что суеверные люди, как правило, не знают Православного вероучения. Пример: "Троица - это Ии­сус Христос, Божия Матерь и Святитель Николай".

     Суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений.

  • Пасха: посещение кладбища вместо учас~ия в богослужении.
  • Родительские субботы, Радоница: можно поминать самоубийц; на клад­бище нужно идти до 12:00 дня, т.к. по­сле этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище; продук­ты, принесенные на парастас, получают усопшие и др.
  • День св. пророка Илии: нельзя купать­ся после этого дня.
  • Преображение: грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображе­ния; весь смысл праздника люди видят только в освящении плодов.
  • Покров Пресвятой Богородицы: если не заклеить окна до Покрова, то в доме не будет тепла.
  • Воздвижение: сдвижение - осень к зиме сдвигается. 
  • Богоявление: святая вода, освящен­ная накануне праздника (в сочельник), "сильнее", чем освященная в сам празд­ник (или наоборот).
  • Сретение: зима с летом встречается.

     Суеверия, связанные с церковными Таинствами.

     Крещение. Суеверные побуждения к Та­инству: "чтобы грыжа зажила; чтоб ребе­нок меньше плакал; чтобы не сглазили". Просят назвать крещаемого другим име­нем (тайным), чтобы не сглазили. Если воск с постриженными волосами утонет в купели, то это плохо.

   Миропомазание. Многие прихожане ду­мают, что елеопомазание на Всенощном Бдении - это и есть миропомазание.

     Исповедь. .Люди рассказывают не о гре­хах, а о проблемах, считая, что проблема должна разрешиться. Люди перечисля­ют грехи без покаяния. Просят порвать листок со списком грехов, воспринимая это как священнодействие.

       Евхаристия. Пэичащают детей, чтобы животик не болел, взрослые причаща­ются для поднятия гемоглобина. Не­которые кощунственно понимают При­чащение как "прочищение", например, организма. Считают, что нельзя после Причастия и запивки целовать никого и ничего, т.к. благодать перейдет на це­луемый предмет.

     Соборование. Люди воспринимают со­борование как предсмертное помазание, если же человек не умер после Соборо­вания, то ему нельзя есть мясо и вступать в брак, вести супружескую жизнь.

       Венчание. Просто красивый торже­ственный обряд. Гарантия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.

      Священство. Многие люди уверены, что священнослужителем человек ста­новится в силу самого факта окончания духовной семинарии. Люди боятся обра­щаться к священнику с какими-либо во­просами, воспринимая его лишь как кол­дуна или мага, совершающего ритуалы. 

     Суеверия, связанные с обрядами.

     Погребение. Отпевать можно даже не­верующего, лишь бы был крещеным. Кладут в гроб различные посторонние бытовые предметы (деньги, мобильные телефоны). На могиле устраивается язы­ческая тризна.

     Освящение автомобилей. Считается, что дается гарантия безопасности.

     Суеверия, связанные со святынями.

  • Магическое отношение к святыням, ис­пользование святынь для колдовства. Не­правильное почитание икон. (Какая ико­на лучше, Казанская или Владимирская?)
  • Неправильное отношение к Святому Кресту. (Дарить крестик - это не грех? Боязнь подобрать найденный на улице крестик)
  • Многочисленные заблуждения, связан­ные с церковными свечами. Люди, загадав желание, ждут, пока свеча догорит, для того чтобы оно исполнилось.
  • Суеверное отношение к святой воде (смешивают св. воду, взятую в разных храмах, считая, что смесь "сильнее", чем вода, взятая в одном храме)
  • Многочисленные суеверия, связанные с пасхальным артосом и просфорами. Суе­верия, связанные с поминальными запи­сками и сорокоустами.
  • Указание в записках лиц, поминовение которых запрещено церковными канона­ми, в полной уверенности, что данное по­миновение поможет этим лицам.
  • Поминовение живых за упокой, с целью навредить этим лицам.

Вот далеко не полный перечень суеве­рий, распространенных в церковной и око­лоцерковной среде. Можно заметить, что значительная часть суеверных методик выражает стремление людей к достижению телесного здоровья и земного благополу­чия. В стремлении к чисто земным благам люди зачастую обращаются к колдунам, экстрасенсам, целителям и от них получают различные указания суеверного характера.

     Святоотеческие наставления, предо­стерегающие от суеверий

     Грешат тяжко против первой запове­ди Божией те, кто держится суеверия. Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий.

     Их предостережения можно подраз­делить на три вида:

1. предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;

2. предостережения от гаданий, или ворожбы, или сильного желания ка­кими бы то ни было, даже темными, средствами узнать, какова будет по­следующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия;

3. предостережения от желания приоб­рести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей, от использования предме­тов, которые не заключают в себе ниче­го врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

     По материалам диакона Константина Горбунова. Методы изучения и класси­фикации околоцерковных суеверий.

     Источник: http://www.pravoslavnielistovki.com/

12.04.2017 13:33